Игры и упражнения для развития фонематического слуха младших школьников 1-2 класса
Развитие фонематического слуха является важным направлением коррекционной работы. При подборе дидактического и речевого материала для звукового анализа на занятиях в ДОУ и уроках в школе необходимо учитывать следующее: • ударные гласные выделяются гораздо легче, чем безударные; • ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или середины; • согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее, если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками; • щелевые и сонорные звуки, как более длительные, выделяются лучше, чем взрывные; • щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки, наоборот, легче выделяются из конца слова;
• трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда.
В процессе формирования более сложных форм звукового анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Чтобы облегчить детям сложный для них процесс анализа, необходимо научить их опираться на громкое проговаривание и пользоваться схемами. Упражняясь в звуковом анализе слов по схемам, дети приходят к абстрагированию звуков и осознанию фонемных структур слов разного вида.
Этапы работы:
Подготовительный этап (работа с неречевыми звуками).
Выделение данного звука из звукового ряда, слогового ряда.
Выделение первого ударного (гласного) звука в слове.
Выделение первого безударного (гласного) звука в слове.
Выделение последнего ударного (гласного) звука в слове.
Выделение последнего (безударного) звука в слове.
Выделение первого твёрдого согласного в слове.
Выделение последнего (твёрдого) согласного в слове.
Определение места звука (гласного или твёрдого согласного) в слове (первый, в середине слова, последний).
Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
Определение места гласных (ударных и безударных), согласных (твёрдых и мягких) в слове (первый, в середине слова, последний).
Выделение слова с определенным звуком из ряда слов.
Звуковой анализ слов из трёх звуков (например, кот).
Звуковой анализ двусложных слов без стечения согласных из открытых слогов (например, луна).
Звуковой анализ односложных слов со стечением согласных (например, мост, хлеб, лифт).
Дифференциация звонких и глухих согласных.
Звуковой анализ односложных слов и двусложных со стечением согласных.
Звуковой анализ трёхсложных и многосложных слов.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Подготовительный этап
Игры с неречевыми звуками
«Какое слово я загадала?» Педагог произносит слово, делая паузы между звуками этого слова. Ребенок называет слово.
«Какое слово длиннее?» Например, кот – косточка.
«Снежно-звуковой ком» Первый ребенок называет любой звук, второй игрок повторяет его и называет свой звук, третий игрок повторяет два предыдущих звука и говорит свой и т. д.
«Частый гость» Педагог читает текст, в котором определенный звук встречается чаще других. Дети должны назвать этот звук.
Выделение данного звука из звукового ряда, слогового ряда.
«Хлопни в ладоши, если услышишь этот звук»
Выделение первого ударного (гласного) звука в слове.
«Я знаю пять слов на звук…»
«Проглоти звук» Педагог произносит слово, а ребенок должен его повторить, но без первого звука.
Выделение первого безударного (гласного) звука в слове.
Выделение последнего ударного (гласного) звука в слове.
«Поймай последний звук в ладошку»
«Угадай, что я прошу»
«Горлышко болит» Произнеси все слово только губами, а вслух последний звук.
«Добавь звук» Педагог говорит слово, но не договаривает последний звук. Его должны сказать дети. Можно произносить предложение, но не договаривать последний звук в последнем слове.
Выделение последнего (безударного) звука в слове.
Выделение первого твёрдого согласного в слове.
Выделение последнего (твёрдого) согласного в слове.
«Домино» В игре используется принцип классической игры «Домино» Только вместо точек на каждой карточке 2 картинки. Карточки выкладываются цепочкой таким образом, чтобы последний звук слова (картинки) на левой карточке был первым звуком слова (картинки) на правой карточке.
«Урожай» или «Художник» Собрать в корзинки (дотронуться кисточкой) предметы, в названии которых есть заданный звук.
Определение места звука (гласного или твёрдого согласного) в слове (первый, в середине слова, последний).
«Куда спрятался звук?»
Педагог выставляет на наборное полотно картинки. На доске выставляется схеме в виде самолета (или птички), разрезанного на три части. Части самолета немного раздвигаются. Нос самолета символизирует слова, в которых заданный звук первый. Средняя часть самолета - это слова, в которых данный звук находится в середине слова. Хвост самолета - это слова, в которых данный звук последний.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
Игры на противопоставление твердых и мягких звуков изолированно, в слогах, в словах. «Тим и Том готовят обед», «Тим и Том – продавцы в магазине», «Тим и Том в зоопарке, на рыбалке, в саду и т.д.»
«Скажем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку». Произнести слово. Выделить последний звук. Придумать следующее слова на этот звук и т. д.
«Хорошо послушай» Педагог называет оппозиционные слоги. Дети должны поднять флажок (любой сигнал), если слоги разные. Например, педагог говорит: «Па - ба». Дети поднимают флажок. Педагог говорит: «Па - па». Дети не поднимают флажок, так как слоги одинаковые.
Определение места гласных (ударных и безударных), согласных (твёрдых и мягких) в слове (первый, в середине слова, последний).
Выделение слова с определенным звуком из ряда слов.
«Какими звуками отличаются слова?» Например, ветка – сетка.
«Выбери картинки в названии которых есть данный звук»
Звуковой анализ слов из трёх звуков (например, кот).
«Соседи» На наборном полотне выставляются картинки (любые нужные вам). Детям необходимо назвать слово, в котором звук л слышится после звука о. Или звук н слышится перед звуком а.
«Какое слово спряталось?» На доске выставлены предметные картинки и вывешена одна модель звукового состава слова. Необходимо найти картинку, название которой соответствует предложенной схеме. Вариантами могут быть игры: «Угадай, кто в гости пришел», «Кто больше гостей пригласит в свой домик»
Звуковой анализ двусложных слов без стечения согласных из открытых слогов (например, луна).
Звуковой анализ односложных слов со стечением согласных (например, мост, хлеб, лифт).
«Построим дом» Необходим набор кубиков или квадратов (зеленых, синих, красных). Педагог говорит: «Сегодня мы построим дом. Цвет кубиков вам подскажут вот эти картинки». На наборное полотно выставляются картинки в нужном вам порядке. Каждый этаж из кубиков – это звуковая модель слова.
Дифференциация звонких и глухих согласных.
«Колокольчики» Педагог произносит звуки, заранее договорившись с детьми, что они будут показывать карточку с колокольчиком только тогда, когда услышат звонкий согласный.
Звуковой анализ односложных слов и двусложных со стечением согласных.
«Сколько точек, столько звуков» для игры требуется кубик, на гранях которого разное количество точек. Дети по очереди бросают кубик и подбирают картинку таким образом, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству точек на грани кубика. Можно использовать плоскостное изображение граней кубика.
«Молчанка» У детей карточки с цифрами 1, 2, 3. Педагог произносит слово, ребенок должны поднять цифру, соответствующую количеству звуков в этом слове. Можно просто фронтально считать на пальчиках количество звуков, а потом озвучивать результат.
«Магазин», «Зоопарк», «Музей», «Выставка» Ребенок может купить товар (билет), если отдаст столько фишек (могут быть различной формы), сколько в определенном слове звуков.
Звуковой анализ многосложных слов.
«Построим пирамиду» На доске рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратов, выше – четыре квадрата, затем – три. Среди выставленных на наборном полотне картинок надо сначала найти те, в названии которых 5 звуков (и картинок тоже 5), четыре звука (и картинок тоже 4), три звука (и картинок тоже 3).
Цель упражнений – постепенный переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию.
Желаю успеха!
|