Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Учитель дефектолог

График работы

учителей-дефектологов

в пункте коррекционно-педагогической помощи

Ф.И.О. Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Кравченко

Ирины

Николаевны

12:00 – 18:05 12:00 – 18:05 12:00 – 18:05 12:00 – 18:05 12:00 – 18:05

Лукашева

Наталья

Владимировна

08:30 – 13:55 08:30 – 15:15 09:30 – 14:50 08:30 – 14:45 08:30 – 15:15

Пункт коррекционно-педагогической помощи в ГУО «Средняя школа № 39 г. Гомеля»

Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление индивидуальных нарушений развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, нормализацию учебной деятельности учащихся с ОПФР.

В зависимости от характера нарушений в пункте оказывается помощь детям: с общим недоразвитием речи 3 уровня, с дислалией, дизартрией, дисграфией, с трудностями в обучении.

Документы для зачисления ребёнка в пункт коррекционно-педагогической помощи:

  • заявление законного представителя обучающегося;
  • заключение Гомельского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ГЦКРОиР).

Практические рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ребёнка

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

– выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребенку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьей;

– не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

– оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;

– внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

Готовимся к ПМПК

Уважаемые родители!

Весной дети проходят обследование ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии. 

Основная цель прохождения комиссии - это не постановка диагноза, а определение дальнейшей программы обучения и развития, соответствующей возможностям ребён­ка.

Это не экзамен для ребенка. И ни в коем случае не оценка ребенка. Здесь скорее определяется тот объём усилий, которые были вложены в коррекционную и развива­ющую работу с ним родителей совместно с педагогами и специалистами детского са­да.

Период подготовки к прохождению комиссии – очень важный.

Как сделать так, чтобы этот период прошёл максимально легко? Для этого нужно соблюдать ряд правил.

Сам процесс подготовки – это вся та работа, которая проводилась с ребёнком в те­чение всего периода пребывания в детском саду. И, как говорится, всё надо делать вовремя. Так, если в первый год вы практически не занимались с ребенком, не посе­щали детский сад, а за последние несколько недель вы хотите «впихнуть» в ребёнка всё, что не делали раньше – этим можно скорее навредить, перегрузить его нервную систему.

Перед ПМПК ребенок проходит массу врачей и специалистов. Среди них особенно внимательно необходимо отнестись к обследованию психолога и психиатра.

Еще одна особенность – это то, что весна, это время, которое характеризуется фи­зиологическими перестройками в организме. Это время сезонной "разбалансировки" эндокринной системы, отвечающей за выработку гормонов, время, когда ощущается недостаток витаминов, снижаются иммунные силы организма. В этот период орга­низм перестраивается на новую климатическую "волну". Поэтому в весеннее время у детей отмечается повышенная нервозность, эмоциональная неустойчивость, повы­шенная утомляемость, невнимательность. Особенно остро это проявляется у детей, имеющих нарушения речи, которые и обусловлены неврологическими заболевания­ми. И, если не выполнялись рекомендации врача-невролога, то состояние детей становится более уязвимым, а ещё – непредсказуемым.

Соответственно, в данный период необходимо обращать внимание на питание, сон, выполнение режима дня, рекомендации лечащего врача.

Должны быть созданы максимально щадящие условия, которые не травмируют, не перегружают нежную детскую психику.

Поэтому следите за собственным состоянием и настроением. Помните о том, что дети сильно зависимы от настроения родителей. Постарайтесь поддерживать дома положительную атмосферу взаимодействия межу членами семьи, общайтесь с ребён­ком так, как бы вам хотелось, чтобы он общался с вами.

Внушайте ребёнку уверенность в собственных силах, поддерживайте его успехи, его способности, инициативу и проявление самостоятельности.

Накануне обследования ПМПК, или даже обследования у психолога, психиатра, старайтесь, чтобы ребёнок выспался, хорошо себя чувствовал. Поддерживайте у него хорошее настроение. Лучше проходить обследование в первой половине дня, поэтому выбирайте наиболее удобное время для вашего ребенка, когда он себя хорошо чув­ствует. 

Накануне обследования старайтесь не перегружать ребёнка дополнительными знаниями, так как это наоборот, может вызвать у него негативизм и повышенную утомляемость. Как говорится, «перед смертью не надышишься».

Во время прохождения обследования родитель не должен вмешиваться в обще­ние специалиста с ребёнком, не надо показывать своё недовольство ребёнку, говорить «Ну, неужели ты забыл», «Не позорь меня», и пр. слова, которые не только смутят ре­бёнка ещё больше, но и создадут определённое впечатление о вас, ваших манерах воспитания.

Помните, что максимум уверенности ребёнок должен получить ещё до обследова­ния, как и весь багаж его умений, речевых навыков и знаний.

Обследование ПМПК – это особая ситуация. Ребёнок будет находиться в незнако­мой обстановке, и не с одним, а с несколькими незнакомыми взрослыми. Поэтому пе­ред ПМПК особенно важен психологический комфорт ребёнка, постарайтесь в этот день и накануне его поддерживать.

После прохождения обследования обязательно похвалите ребенка, поощрите (способом, принятым и приемлемым для вас).

Постарайтесь сделать ребёнку праздник,

ведь он так старался!

Желаю вам успешного прохождения ПМПКомиссии!

«В игры играем – речь развиваем»

Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбра­сывать тетрадь, папку с рекомендациями логопеда - в ней есть стихи, игры и упражне­ния, которые можно повторять летом.

Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность исполь­зовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилага­тельных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

Использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать по­лучение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Логопедические игры онлайн помогут вашему малышу провести время с пользой и с интересом.

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает во­прос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуа­лен.

Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени

• 5 лет – не более 7 минут;

• 6 лет – 10 минут;

• 7-9 лет – 15 минут;

• 10-12 лет – 20 минут;

• 13-14 лет – 25 минут;

• 15-16 лет – 30 минут.

Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут.

Вами могут быть собраны презентации по лексическим темам, по автоматизации зву­ков, по обучению грамоте, а также физминутки, пальчиковые гимнастики, тренажёры для глаз и многое другое. Сейчас мы расскажем о некоторых.

Логопедические распевки.

Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тек­сты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нару­шения.

Обучающие презентации.

«Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны». Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования.

В разделе «Обучение чтению и счёту» Вы найдёте простые, но эффективные иг­ры, которые помогут легко выучить дошкольнику буквы, цифры, научиться чи­тать и считать. Там предлагаются картинки-раскраски по различным лексическим темам, которые отрабатываются на логопедических занятиях в детских садах. Вы вме­сте с детьми можете распечатать и раскрасить эти картинки, а затем вклеить их в тет­радь, закрепляя тем самым словарь по этой теме.

Онлайн-игра «Алфавит-раскраска» - игра помогает запомнить названия букв русского алфавита, тренирует в подборе слов на заданную букву, развивает фонемати­ческое восприятие.

Онлайн-игра «Фонетическая раскраска» - игра помогает в развитии фонема­тического восприятия, формирует навык выделения звука в слове, помогает научиться производить фонетический анализ слова. Ребёнок выбирает звук, слышит его и видит на экране 4 картинки. Названия некоторых картинок содержат выбранный звук, их можно раскрашивать, щелкая на отдельные части картинки кисточкой. Названия дру­гих картинок не содержат выбранный звук, при попытке их раскрасить будет разда­ваться звуковой сигнал.

Помните!

Компьютер не заменит живого общения, игры с ребенком, но может стать по­мощником при соблюдении временных интервалов.

Советы на лето!

- иногда повторяйте пройденные стихи и разучивайте новые;

- задавайте ребенку вопросы по темам, изучавшимся в течение года;

- наблюдайте живую природу, обговаривайте с ребенком всё, что он видит;

- купите на лето бумагу и краски - пусть ребенок зарисовывает свои летние впечатле­ния;

- читайте ребенку книги вслух и спрашивайте, как он понял прочитанное.

Уважаемые родители!

Помогите своему ребенку в его развитии,

в преодолении трудностей!

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели на за­нятиях.

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.

«Играем и память развиваем!»

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Виды памяти:

- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);

- словесно-логическая;

- двигательная.

Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти:

-наглядно-образный;

- словесно-логический;

- промежуточный (гармонический).

Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.

Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.

Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры:

«Игра в слова»

1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.

Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.

Проверь себя.

3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.

Проверь себя.

4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.

Проверь себя.

Игра в слова «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».

ВНИМАНИЕ!

Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1.

Перечисли животных, которых ты знаешь.

ЗАДАНИЕ 2.

Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3.

Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4.

Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Игра «Снежки»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь снег.

- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?

- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

ЗАДАНИЕ 2.

- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?

ЗАДАНИЕ 3.

- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.

- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

РАССКАЖИ.

Игра «Запахи и звуки».

ЗАДАНИЕ.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.

Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?

Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь лимон.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

ЗАДАНИЕ 2.

Нарисуй лимон.

ЗАДАНИЕ 3.

Представь апельсин.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.

- Какого цвета апельсин?

- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

ЗАДАНИЕ 4.

Нарисуй апельсин.

ЗАДАНИЕ 5.

Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?

Развитию словесно-логической памяти способствовали следующие упражнения

Можно предложить следующие рассказы для запоминания:

1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Вопросы к рассказу:

- Как звали мальчика?

- Что с ним случилось во время прогулки?

- Кто помог мальчику?

- Чем заканчивается рассказ?

2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Вопросы к рассказу:

- Как звали девочку?

- Что она построила?

- Кого девочка хотела катать на машине?

- Что случилось во время игры?

- Как девочка оказала помощь мишке?

Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения.

Игра «Заблудились животные»

Цель: развивать зрительную память и восприятие.

Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:

1. Какие растения изображены на картинке?

2. Какие животные?

3. Может ли так быть?

4. Какие животные заблудились?

Игра «Что потерялось?»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1:

Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.

Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2:

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

«Бусы»

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
  

Советы родителям от дефектолога

Ребенок – это личность.

 Необходимо уважать его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение.

 

Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми,

то следуйте следующим советам.

1. Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.

 2. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.

 3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.

 4. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.

 5. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.

 6. Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.

 7. Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным, он легко превращается в лжеца.

 8. Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.

 9. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.

 10. Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

 11. Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.

 12. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.

 13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

 14. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.

 15. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще, будет бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

 16. Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

 17. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.

 18. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.

 19. Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

 20. Дайте ребенку почувствовать, что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.

 21. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.

 22. Ребенку интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как ему поступать, и что ему делать со своими чувствами, то ему об этом расскажут его сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

23. Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне.

 24. Ребенок чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.

 25. Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет ваши другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

 26. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

 Помните! Ребенок поступает, делает так как он видит! А не так как он слышит. И сколько бы вы ему не говорили, что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы...

 

Советы родителям от дефектолога

Ребенок – это личность. Необходимо уважать его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение.

Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми,

то следуйте следующим советам.

1. Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.

 2. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.

 3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.

 4. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.

 5. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.

 6. Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.

 7. Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным, он легко превращается в лжеца.

 8. Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.

 9. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.

 10. Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

 11. Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.

 12. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.

 13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

 14. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.

 15. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще, будет бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

 16. Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

 17. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.

 18. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.

 19. Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

 20. Дайте ребенку почувствовать, что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.

 21. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.

 22. Ребенку интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как ему поступать, и что ему делать со своими чувствами, то ему об этом расскажут его сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

23. Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне.

 24. Ребенок чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.

 25. Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет ваши другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

 26. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

 Помните! Ребенок поступает, делает так как он видит! А не так как он слышит. И сколько бы вы ему не говорили, что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха младших школьников 1-2 класса

Развитие фонематического слуха является важным направлением коррекционной работы. При подборе дидактического и речевого материала для звукового анализа на занятиях в ДОУ и уроках в школе необходимо учитывать следующее:
• ударные гласные выделяются гораздо легче, чем безударные;
• ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или середины;
• согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее, если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками;
• щелевые и сонорные звуки, как более длительные, выделяются лучше, чем взрывные;
• щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки, наоборот, легче выделяются из конца слова;

• трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда.

В процессе формирования более сложных форм звукового анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Чтобы облегчить детям сложный для них процесс анализа, необходимо научить их опираться на громкое проговаривание и пользоваться схемами. Упражняясь в звуковом анализе слов по схемам, дети приходят к абстрагированию звуков и осознанию фонемных структур слов разного вида.

Этапы работы:

Подготовительный этап (работа с неречевыми звуками).

Выделение данного звука из звукового ряда, слогового ряда.

Выделение первого ударного (гласного) звука в слове.

Выделение первого безударного (гласного) звука в слове.

Выделение последнего ударного (гласного) звука в слове.

Выделение последнего (безударного) звука в слове.

Выделение первого твёрдого согласного в слове.

Выделение последнего (твёрдого) согласного в слове.

Определение места звука (гласного или твёрдого согласного) в слове (первый, в середине слова, последний).

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Определение места гласных (ударных и безударных), согласных (твёрдых и мягких) в слове (первый, в середине слова, последний).

Выделение слова с определенным звуком из ряда слов.

Звуковой анализ слов из трёх звуков (например, кот).

Звуковой анализ двусложных слов без стечения согласных из открытых слогов (например, луна).

Звуковой анализ односложных слов со стечением согласных (например, мост, хлеб, лифт).

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Звуковой анализ односложных слов и двусложных со стечением согласных.

Звуковой анализ трёхсложных и многосложных слов.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Подготовительный этап

Игры с неречевыми звуками

«Какое слово я загадала?» Педагог произносит слово, делая паузы между звуками этого слова. Ребенок называет слово.

«Какое слово длиннее?» Например, кот – косточка.

«Снежно-звуковой ком» Первый ребенок называет любой звук, второй игрок повторяет его и называет свой звук, третий игрок повторяет два предыдущих звука и говорит свой и т. д.

«Частый гость» Педагог читает текст, в котором определенный звук встречается чаще других. Дети должны назвать этот звук.

Выделение данного звука из звукового ряда, слогового ряда.

«Хлопни в ладоши, если услышишь этот звук»

Выделение первого ударного (гласного) звука в слове.

«Я знаю пять слов на звук…»

«Проглоти звук» Педагог произносит слово, а ребенок должен его повторить, но без первого звука.

Выделение первого безударного (гласного) звука в слове.

Выделение последнего ударного (гласного) звука в слове.

«Поймай последний звук в ладошку»

«Угадай, что я прошу»

«Горлышко болит» Произнеси все слово только губами, а вслух последний звук.

«Добавь звук» Педагог говорит слово, но не договаривает последний звук. Его должны сказать дети. Можно произносить предложение, но не договаривать последний звук в последнем слове.

Выделение последнего (безударного) звука в слове.

Выделение первого твёрдого согласного в слове.

Выделение последнего (твёрдого) согласного в слове.

«Домино» В игре используется принцип классической игры «Домино» Только вместо точек на каждой карточке 2 картинки. Карточки выкладываются цепочкой таким образом, чтобы последний звук слова (картинки) на левой карточке был первым звуком слова (картинки) на правой карточке.

«Урожай» или «Художник» Собрать в корзинки (дотронуться кисточкой) предметы, в названии которых есть заданный звук.

Определение места звука (гласного или твёрдого согласного) в слове (первый, в середине слова, последний).

«Куда спрятался звук?»

Педагог выставляет на наборное полотно картинки. На доске выставляется схеме в виде самолета (или птички), разрезанного на три части. Части самолета немного раздвигаются. Нос самолета символизирует слова, в которых заданный звук первый. Средняя часть самолета - это слова, в которых данный звук находится в середине слова. Хвост самолета - это слова, в которых данный звук последний.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Игры на противопоставление твердых и мягких звуков изолированно, в слогах, в словах. «Тим и Том готовят обед», «Тим и Том – продавцы в магазине», «Тим и Том в зоопарке, на рыбалке, в саду и т.д.»

«Скажем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку». Произнести слово. Выделить последний звук. Придумать следующее слова на этот звук и т. д.

«Хорошо послушай» Педагог называет оппозиционные слоги. Дети должны поднять флажок (любой сигнал), если слоги разные. Например, педагог говорит: «Па - ба». Дети поднимают флажок. Педагог говорит: «Па - па». Дети не поднимают флажок, так как слоги одинаковые.

Определение места гласных (ударных и безударных), согласных (твёрдых и мягких) в слове (первый, в середине слова, последний).

Выделение слова с определенным звуком из ряда слов.

«Какими звуками отличаются слова?» Например, ветка – сетка.

«Выбери картинки в названии которых есть данный звук»

Звуковой анализ слов из трёх звуков (например, кот).

«Соседи» На наборном полотне выставляются картинки (любые нужные вам). Детям необходимо назвать слово, в котором звук л слышится после звука о. Или звук н слышится перед звуком а.

«Какое слово спряталось?» На доске выставлены предметные картинки и вывешена одна модель звукового состава слова. Необходимо найти картинку, название которой соответствует предложенной схеме. Вариантами могут быть игры: «Угадай, кто в гости пришел», «Кто больше гостей пригласит в свой домик»

Звуковой анализ двусложных слов без стечения согласных из открытых слогов (например, луна).

Звуковой анализ односложных слов со стечением согласных (например, мост, хлеб, лифт).

«Построим дом» Необходим набор кубиков или квадратов (зеленых, синих, красных). Педагог говорит: «Сегодня мы построим дом. Цвет кубиков вам подскажут вот эти картинки». На наборное полотно выставляются картинки в нужном вам порядке. Каждый этаж из кубиков – это звуковая модель слова.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

«Колокольчики» Педагог произносит звуки, заранее договорившись с детьми, что они будут показывать карточку с колокольчиком только тогда, когда услышат звонкий согласный.

Звуковой анализ односложных слов и двусложных со стечением согласных.

«Сколько точек, столько звуков» для игры требуется кубик, на гранях которого разное количество точек. Дети по очереди бросают кубик и подбирают картинку таким образом, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству точек на грани кубика. Можно использовать плоскостное изображение граней кубика.

«Молчанка» У детей карточки с цифрами 1, 2, 3. Педагог произносит слово, ребенок должны поднять цифру, соответствующую количеству звуков в этом слове. Можно просто фронтально считать на пальчиках количество звуков, а потом озвучивать результат.

«Магазин», «Зоопарк», «Музей», «Выставка» Ребенок может купить товар (билет), если отдаст столько фишек (могут быть различной формы), сколько в определенном слове звуков.

Звуковой анализ многосложных слов.

«Построим пирамиду» На доске рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратов, выше – четыре квадрата, затем – три. Среди выставленных на наборном полотне картинок надо сначала найти те, в названии которых 5 звуков (и картинок тоже 5), четыре звука (и картинок тоже 4), три звука (и картинок тоже 3).

Цель упражнений – постепенный переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию.

Желаю успеха!

Дислексия и дисграфия: проблемы нарушения письма и речи у детей школьного возраста

Школьные годы - это еще один большой этап в жизни вашего ребенка. Столько всего нового нужно узнать, понять, запомнить. И со столькими проблемами могут столкнуться родители в это время... Часто у школьника-первоклассника возникают такие проблемы с письмом и родной речью, как дисграфия и дислексия. Что же это такое, и как с ним бороться?

Дислексия

Дислексией называют стойкое нарушение чтения. Встречается она у 5-6 % школьников, в 3-4 раза чаще у мальчиков. Ученые выяснили, что к дислексии существует генетическая предрасположенность, поскольку часто ей страдают сразу несколько членов семьи. Наиболее заметным такие нарушения становятся ко второму классу на фоне других учеников. Со временем дислексия у детей проходит, но иногда остается и в более старшем возрасте.

Школьники, страдающие этим нарушением, допускают следующие ошибки при чтении:

  • пропуски звуков и добавление ненужных, также начальных слогов
  • перемена букв местами
  • искажение звучания слов
  • низкая скорость чтения
  • нераспознавание близких звуков типа Б-П, Д-Т и др.
  • нарушение понимания прочитанного

Часто возникают проблемы с аудированием - восприятием и пониманием чужой речи на слух и дальнейшем использовании ее в речи собственной, а также при чтении и письме. Поэтому такие виды работ, как пересказ и изложение даются детям с дислексией с большим трудом.

Психологи и логопеды в настоящее время владеют самыми современными методиками коррекции дислексии. Поэтому очень переживать по этому поводу не стоит, но обратиться к специалисту за помощью нужно обязательно.

Дисграфия

Дисграфией психоневрологи называют нарушение письма в течение длительного времени. В их диктантах содержится множество стойких специфических ошибок, обычно не связанных с какими-либо грамматическими правилами. Это:

  • слипание слов (На елижит - на ели лежит)
  • слитное написание слов в предложении (Лена идет в школу - Ленаидет вшколу)
  • деление слов на части (тетрадка - тет радка)
  • раздельное написание частей слова (наступает - на ступает)
  • ошибки в ударных гласных буквах
  • Путаница в буквах З и Э, Р и Ь, Ш и Щ
  • отсутствие знаков препинания
  • пропуски, добавление лишних букв, их перестановка и замена

Также насторожить вас должны медленный почерк, трудности в удержании строки, непонятной формы и разного размера буквы, неиспользование заглавных букв. Дисграфия у детей в будущем может привести к различным комплексам, чувству собственной ущербности, нежеланию учиться, одиночеству в коллективе.

Ранее причиной дисграфии у школьников считались некоторые социальные факторы - запущенность ребенка или плохие педагоги. Теперь же врачи-психиатры находят ММД - минимальную мозговую дисфункцию, ошибок в работе подкорковых структур головного мозга, которые отвечают за организацию письменной речи. Минимальные нарушения не мешают нормальному развитию школьника, но все же следует обратиться в первую очередь к психиатру (а затем уже к психологу или логопеду), возможно, чтобы активизировать работу коры мозга с помощью абсолютно безвредных лекарственных средств. Но перед любой коррекцией требуется грамотная и комплексная диагностика проблемы. Также возможные причины кроются в нарушении речевого слуха и устной речи и, если ваш ребенок - левша, а его заставляют писать правой.

При подозрениях на дисграфию не следует заставлять ребенка переписывать упражнения или много писать под диктовку, упрекать малыша за его ошибки. Постарайтесь вселить в него уверенность в собственных силах, и в том, что в будущем у него все получится. И вплотную нужно заняться именно чтением, чтобы развить особое зрение на буквы, запомнить и научиться воспроизводить их очертания. Вам помогут речевые игры, магнитная или разрезная азбука, яркие красивые книжки с крупными буквами, картонные веера со звуками, целыми словами и элементами слов, которые вы без труда сможете найти в детских и книжных магазинах.

Также дислексиком и дисграфиком (а часто эти нарушения идут рука об руку) может стать абсолютно любой ребенок, который пришел в школу без знания алфавита. Ведь быстро все понять и освоить в классе, где 20-30 учеников и всего один преподаватель (бывает, что не всегда грамотный и ответственный), маленькому человечку, оставшемуся без поддержки родителей в абсолютно новой для него среде, может быть очень и очень сложно. Поэтому психологической подготовке к школе и его обучению азам разных наук нужно уделить много внимания, чтобы у ребенка не возникло таких проблем, как дислексия и дисграфия, в будущем.

«Разные возможности – равные дети»

Пожалуйста, помните, что:

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом, ногами, телом, головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их, не прячьтесь от них!
  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

  • Преодолевайте страх и отчаяние
  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.
  • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников). Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
  • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя. А дети пропадают совсем. К сожалению, есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это ваш ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
  • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
  • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ:

С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!

Речевое развитие ребенка. В каких случаях нужно беспокоиться?

Что необходимо для нормального становления речевой деятельности?

Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка:

  • достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
  • правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
  • были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
  • формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

  • способность говорить;
  • способность понимать сказанное.

Речь в своем развитии проходит определенные этапы.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ

Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т.д.) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша.

Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать Вам.

Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности.

Основания для беспокойства:

Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

7-10 МЕСЯЦЕВ

Ребенок вступает в общение со взрослым и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. Формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отраженный лепет - повторение за взрослым и самолепет - собственная речевая активность. С 9 месяцев ребенок начинает понимать простые словесные инструкции, дополненные жестами. В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослым, активно используя игрушки.

Основания для беспокойства:

отсутствие или рудиментарность лепета (нет повторения за взрослым), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

10-12 МЕСЯЦЕВ

Основания для беспокойства:

ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов (би-би, ав-ав, бах, дай и др).

1-3 ГОДА

После года развитие речи идет стремительно. Возрастает потребность ребенка в речевом общении. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается потребность в общении, задерживается развитие активной речи.

Основания для беспокойства:

стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не далее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека - девочка, пику - купи, пэха - хлеб.

Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет - я не хочу.

В возрасте 3 лет не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением "я"). Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.

4-5 ЛЕТ

Основания для беспокойства:

у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по общему признаку, одним словом: овощи, ягоды, деревья, мебель и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака-пес, пачкать-грязнить, смотреть-глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: холодный-горячий, улыбаться-хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах).

5-6 ЛЕТ

К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:

самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них); звуковой формой слов; значением слов; грамматическим строем речи. Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи - чтению и письму.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

  • Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
  • Нарушение слоговой структуры слова.
  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов.
  • Неправильное грамматическое оформления высказывания.
  • Нарушение связного высказывания (развертывания, прогнозирования, высказывания).
  • Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.
  • Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.
  • Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

Адреса Гомельских центров реабилитации

1. Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Адрес: 246010, Гомель, ул. Осипова, 10

Телефон: +375 (232) 56-03-39

Сайт: http://gov-gomel.by/

2. Гомельский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Адрес: 246028, Гомель, ул. Кожара,13

Телефон: +375 (232) 60-57-90

Сайт: https://ckroirgomel.schools.by/

3. УЗ "Гомельская областная детская больница медицинской реабилитации"

Адрес: 247001, Беларусь, Гомельская область, Гомель г.,п. Ченки, ул. Октябрьская, 121

Телефон (факс): +375 (232) 92-47-02

Сайт: http://givica.by

  • Кравченко Ирины Николаевны
  • Учитель-дефектолог
раскрыть » / « свернуть
  • Лукашева Наталья Владимировна
  • Учитель-дефектолог
раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта